Память его празднуется 3 мая в день преставления,
14 авг. в день перенесения мощей,
28 авг. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих,
2 сент. специальной службой вместе с прп. Антонием
и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских
Прп. Феодосии родился в городе Васильеве (Василькове) в Киевском княжестве, где
отец его был тиуном (судьей). Умер он в Курске, куда перешел на службу. Тогда юный сын
его, с детства богобоязненный и начитанный
в Священном Писании, весь отдался заботе о
спасении своей души: он стал одеваться бедно, избегать развлечений и особенно любил
печь просфоры для Божественной литургии, - пшеницу он покупал сам и сам молол
ее. Мать мешала ему, как могла, и не раз его
била. Тогда он тайно ушел в другой город и
поселился у одного священника, но мать нашла его и заставила вернуться. Не удалась ему
и попытка, уйти со странниками в Святую
Землю. Раз градоначальник, любивший его,
позвал его на званый обед. Когда отрок переодевался, мать обнаружила, что он носит железный пояс, врезавшийся & его тело. Она избила его и заставила снять пояс. Однако же
этот случай не нарушил его душевного мира.
Наконец евангельские слова, услышанные
им в церкви: «Аще кто не оставит отца или
матере и в след Мене не идет, тот несть Мене
достоин» (Мф. 10, 37) и «Мати Моя и братия
Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8, 21), заставили его окончательно порвать с миром. Он пошел в Киев к
прп. Антонию, отшельнику Печерскому (память его 10 июля), и со слезами умолял его
принять. Преподобный сказал: «Отрок, ты видишь, как мрачна и темна эта пещера, ты не
выдержишь здешних неудобств». Юноша отвечал: «Бог привел меня в твою пещеру, ясно
предуказывая, что мне должно спастись через
тебя!» Тогда прп, Антоний принял его и приказал прп. Никону (память его 23 марта) его
постричь. Это было в 1032 г. Прп. Феодосию
было тогда 23 года. Но мать и здесь нашла
его. Только повинуясь воле прп. Антония, сын
вышел к ней, но сказал твердо, что если она
хочет хоть изредка видеть его, то должна постричься в местном женском монастыре.
Мать уступила. Прп. Антоний сам наставлял ее
к иноческой жизни. И через несколько лет
она мирно скончалась. При игумене Варлааме, когда прп. Антоний уже затворился в дальней пещере, а прп. Никон ушел в Тмутаракань,
прп. Феодосии был рукоположен в иеромонаха, а когда прп. Варлаам (память его 19 нояб.)
был назначен настоятелем Свято-Димитриевского монастыря, прп. Феодосии заместил его. В пещерном монастыре было лишь 12
братии, но на горе невдалеке от пещеры он
создал обитель с небольшой церковью Успения Пресвятой Богородицы, и число братии
в ней дошло до 100 человек. Прп. Феодосии
ввел в ней Студийский устав и строго следил
за исполнением его. Он постоянно посещал
прп. Антония, который не переставал руководить им и всем монастырем.
Послушание братии было так велико, что
однажды привратник отказался открыть ворота монастыря вел. князю Изяславу Ярославичу во время послеобеденного отдыха братии. После этого вел. князь, всегда почитавший преподобного, еще более привязался к
нему и во всем слушался его советов. Прп. Феодосии носил старую одежду, а под ней колючую власяницу. Ночи проводил он без сна в
молитве, лишь изредка засыпая сидя, но, услышав стук и голос будилыцика, всегда притворялся спящим и не сразу открывал. Великим постом он питался похлебкой и хлебом и
пил всегда одну воду. До пятницы 6-й недели
он затворялся для тайных подвигов в пещере:
была у него другая пещера, о которой никто
не знал. Сначала бесы поднимали великий
шум, когда он становился на молитву, но он
приобретал над ними такую власть, что они
стали бояться и бегать от него. Братию он
учил, как побеждать их. По ночам он часто
уходил в еврейскую часть города проповедовать Христа.
Прп. Феодосии отличался большой силой;
он любил разделять труды братии: часто, чтобы не отрывать их от дел, он сам рубил дрова.
В келье он прял нитки для сшивания священных книг, тихо напевая псалмы. Переписывал
их живший с ним инок Иларион, а когда вернулся в Печерский монастырь прп. Никон, то
он поселился с ними и сшивал книги. Прп.
Феодосии заботился о нем, как об отце, а перед прп, Антонием благоговел и без его благословения никогда ничего не делал.
Раз прп. Феодосии возвращался ночью от
вел. князя Изяслава, который жил тогда довольно далеко от города; возница устал и, не
зная, кого он везет, сказал: «Сядь на коня, а я
сяду в колесницу!» Преподобный смиренно
послушался. Но когда они въехали в город, наступило уже утро, и стали встречаться вельможи, и все они кланялись преподобному. Тогда
он сказал смущенному отроку: «Сядь на своего
коня!» Но только в монастыре тот узнал, кого
он вез.
Каждую неделю прп. Феодосии посылал в
тюрьмы воз провизии, а около монастыря он
устроил странноприимницу для нищих и убогих и давал на содержание ее десятую часть
монастырских доходов. Ни одного бедного не
отпускал он, не угостив его и не дав ему хлеба
из монастырских запасов. Однажды князь
спросил его, отчего монастырская трапеза
вкуснее, чем все то, что подают у него во
дворце. «Оттого, - ответил преподобный,-
что в монастыре пища приготовляется с благословения и с молитвой, а сам огонь для изготовления ее берется от алтаря запрестольной лампады святой трапезы». Приготовленное без благословения он приказывал бросать в огонь или в воду. Если кто-либо из братии уходил из монастыря, он со слезами молился за него, пока ушедший не возвращался.
Однажды ушедший брат принес преподобному заработанные в миру деньги, но он велел
их бросить в печь как плод ослушания. После
этого брат этот исправился, - скончался он
в монастыре.
Прп, Феодосии учил братию не заботиться
о завтрашнем дне и не иметь ничего лишнего
в келье, все же лишнее приказывал сжигать
или выбрасывать. Когда же в монастыре оскудевали запасы, он приказывал потерпеть и молиться. И всякий раз им христолюбцы присылали недостающее, а амбары оказывались чудесно наполненными. Раз явился сияющий
необыкновенным светом юноша, положил
около преподобного гривну и вышел. Таких
случаев было множество. Просил у монастыря
бедный священник вина для совершения литургии. В монастыре была скудость, и староста выдал ему очень мало вина. Преподобный
сделал ему выговор и велел отдать все вино,
сказав, что Господь не допустит, чтобы Церковь Его оставалась без богослужения. В тот
же день князь Всеволод прислал три воза с
бочками вина. Не хватило в монастыре деревянного масла, и староста стал готовить масло
из семян, но в закрытый сосуд попала мышь, и его пришлось выбросить; преподобный выговорил ему за маловерие и сказал, что Сам
Господь пришлет им масло, а сам стал на молитву. В этот же день пожертвовали в монастырь большую бочку деревянного масла.
Когда переделывали монастырскую ограду,
то раз ночью разбойники хотели напасть на
монастырь. Братия спала. Но церковь чудесно
осветилась, и в ней послышалось пение, а когда братия пришла к утрене, то на глазах грабителей церковь поднялась на воздух. Так же
чудесно поднялось на воздух монастырское
село, на которое хотели напасть воры.
Боярин Судислав Климент, отправляясь на
войну, дал обет - в случае благополучного
возвращения сделать пожертвование в монастырь и украсить чудотворную икону. По возвращении же он обет этот забыл. Тогда ему
наяву явилась святая икона, и он услышал голос, напоминавший ему о его обете, который
он и поспешил исполнить. Тот же боярин
принес раз в дар монастырю Евангелие, скрывая его под своей одеждой. Прп. Феодосии
сказал ему: «Вынь сначала обещанное Пресвятой Богородице Евангелие, которое ты скрываешь под твоей одеждой, а тогда сядем!» Боярин пришел в ужас.
Во время игуменства прп. Феодосия князья
Святополк и Всеволод изгнали из Киева старшего брата вел. князя Изяслава Ярославича, и
вел. князем стал Святослав. Прп. Феодосии
никогда не признал его и письменно и через
послов его обличал. Видя же, что обличение
не действует, стал просить его вернуть братпрестол. Тогда князь испросил его разрешения посетить монастырь и сказал ему: «Я не
решался прийти к тебе, думая, что ты на меня
гневаешься и не пустишь меня в свой монастырь». Преподобный ответил: «Что значит,
благий владыко, наш гнев при твоей власти?
Но нам подобает обличать и говорить то, что
спасительно для души, вам же - слушать нас!»
После этого они стали посещать друг друга, и
преподобный стал поучать князя братолюбию. Впоследствии он стал по просьбе братии
поминать в церкви и князя Святослава, но
только на втором месте после вел. князя Изяслава Ярославича. Раз, придя во дворец, он застал там веселье и музыку. Долго он сидел
около князя с опущенными глазами и наконец сказал: «Будет ли так на том свете?» Князь
прослезился и остановил музыку. С тех пор,
когда преподобный приходил во дворец, веселье прекращалось.
Прп. Феодосии пережил старца своего,
прп. Антония, всего на один год. В последний
год своей жизни он перенес монастырь на новое место и заложил там новую церковь во
имя Успения Божией Матери. Закладка и основание этой церкви, называемой Великой
лаврской церковью, сопровождались многими чудесами, которые подробно описаны в
житии прп. Антония. До последнего времени
сохранилась еще часть этой церкви, но во
время Второй мировой войны Великая церковь была взорвана.
Затем прп. Феодосии тяжело заболел. Зная,
что это его предсмертная болезнь, он призвал
братии и монастырских слуг и долго поучал
их доброй жизни, страху Божию, любви друг
к другу и послушанию. После этого он так
ослабел, что три дня не мог говорить и даже
открыть глаза, затем по указанию Божию прп.
Феодосии предложил братии избрать себе
преемника - избран был уставщик о. Стефан
(память его 27 апр.). Прп. Феодосию было откровение, что он скончается в субботу, после
восхода солнца. В этот день и час собрались к
нему опять огорченные братия. Благословив
всех, он обещал им пребыть душою с ними
навсегда. Затем он велел всем уйти. Но один
брат остался в соседней келье. Он слышал, как
в последний час своей жизни преподобный
молился Пресвятой Богородице, поручая Ей
свою душу и всю обитель. Потом громко и радостно произнес свои последние слова: «Благословен Бог, если это так, то я уже не боюсь,
но еще с большей радостью отхожу от этого
мира!»
И так он тихо скончался 3 мая 1074 г., в
субботу, после восхода солнца. Когда вошли
братия, он лежал со скрещенными на груди
руками, только что отойдя ко Господу. Узнав
об этом, народ устремился в монастырь, но
пошел сильный дожць, и народ разошелся.
Когда же засияло солнце, братия погребли
преподобного в его пещере, и, согласно его
желанию, никого из мирян на его погребении не было. В минуту же его кончины князь Святослав увидел над его пещерой огненный
столп. 14 августа 1091 г. святые мощи его
были перенесены в Великую церковь и лежали на вскрытии, но в 1240 г. во время нашествия татар они были положены под спудом у
западных дверей, где и пребывали до последнего времени. В год его кончины было много
чудес и явлений. Прп. Феодосии оставил много молитв и поучений, написанных простым
и ясным языком.
О перенесении мощей прп. Феодосия повествует прп. Нестор Летописец (память его
27 окт.) так «Истинно и верно вам скажу, ибо
не от других сие слышал, но сам был начальником сего дела. Пришел ко мне игумен
Иоанн и сказал: „Пойдем, чадо, ко отцу нашему Феодосию", и мы пришли в пещеру; никто
о том не знал; осмотрев пещеру и обозначив,
где копать, мы опять вышли. Тогда сказал мне
игумен: „Возьми кого хочешь, да поможет
тебе, и, кроме него, никому не открывай, чтобы не узнала братия, доколе мы не вынесем
святые мощи из пещеры"».
В тот день приготовил я орудия для копания: это был вторник, и в глубокий вечер взял
с собой двух братии, мужей чудных по добродетели; втайне от всех мы пришли в пещеру и,
сотворив молитву с поклонами, воспели псаломское пение и устремились на дело. Я начал копать и, много потрудившись, вручил
орудие другому брату; но, копая до полуночи,
не могли обрести истинные мощи святого;
мы начали весьма о том скорбеть и проливать
слезы, помышляя, что, может быть, святой не
хочет нам себя явить. И вот пришла нам
мысль копать с другой стороны; тогда я опять
взял орудие и начал прилежно трудиться.
Один из двух иноков, бывших со мною, стоял
перед пещерою и, услышав било церковное,
ударяющее к утрене, возгласил ко мне: «Уже
ударили в церковное било!» Я же прокопал
тогда над честными мощами и отвечал ему:
«Прокопал уже, брат мой!» И вот, внезапно
страх великий объял меня, и начал я взывать:
«Преподобного ради Феодосия, помилуй
меня, Господи!» Потом послал я сказать игумену: «Прииди, отче, изнесем честные мощи
преподобного». И пришел игумен с двумя бра-
тиями; я же прокопал более, и, приклонившись, мы увидели мощи его, лежавшие свето-
лепно: целы были составы и непричастны
тлению, лицо светло, очи сомкнуты, губы соединены, волосы присохли к голове; и так,
возложив на одр честные мощи его, мы вынесли их пред пещеру».
В это время в Кловском монастыре около
Киева находился святитель Стефан Волынский (память его 27 апр.), ученик и преемник
прп. Феодосия по игуменству. Когда нашли
мощи преподобного, ему сейчас же дали об
этом знать. Ночью он увидел зарю над пещерой, точно от множества зажженных свечей.
Думая, что святые мощи переносят, он поспешил туда, но когда достиг пещеры, то увидел,
что они лежат перед нею на носилках, а света
никакого нет, и понял, что это был свет благодатный от святых мощей.
На другой день их перенесли в Великую
лаврскую церковь, и состоялось ее освящение. Причем, когда открыли запертую до того
церковь, то оказалось, что в ней уже был поставлен неизвестно кем и как каменный престол. В этих торжествах приняли участие
многие епископы, будучи оповещены о них
таинственно, весь сонм иноков и множество
народа. А через три дня в этой же церкви
была погребена боярыня Мария, как о том
предсказывал прп. Феодосии. А через 15 лет
там же был положен ее муж, Иоанн, по тому
же пророчеству.
Родной город преподобного -Васильков основан во второй половине Хв.и ныне является районным центром в Киевской обл. на Украине.
По благословению прп. Антония Печерского,
св. Феодосии испросил у князя Изяслава близлежащую гору и там был поставлен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и устроены кельи. Братия переселилась на новое место. Так возник знаменитый Киево-Печерский монастырь, оплот монашества и православия на Русской земле. В Печерской обители впервые на Руси был введен устав
Студийского монастыря. Впоследствии этот устав приняли и все остальные русские монастыри
этого времени, следуя примеру Киево-Печерской
обители. Студийский устав отличается от начавшего распространяться на Руси после XIV в.
Иерусалимского устава преобладанием правил
монашеской жизни над богослужебными.